*
Детский лагерь отдыха "Солнечная поляна"
. .

Юный турист

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского творчества г. Сердобска

Детский лагерь отдыха «Солнечная поляна»

Утверждаю

начальник лагеря «Солнечная поляна»

____________________ Ю.Г. Гейко

Дополнительная общеразвивающая программа

для реализации в детском оздоровительном

лагере «Солнечная поляна»

«Юный турист»

Автор-составитель:

Сорокин Александр Николаевич

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДТ г.Сердобска

г. Сердобск

2019 г.

 

1. Пояснительная записка.

Наступает лето! Радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Родители озабочены: надо каким-то образом организовать своему ребенку отдых под присмотром.

Именно такие возможности для каждого ре­бенка открывают детские оздоровительные лагеря.Загородный лагерь – это идеальная площадка для личностного роста детей, расширенные возможности для их творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта, их социализация и профориентация.

Детский оздоровительный лагерь «Солнечная поляна» располагается в Сердобском районе не далеко от с. Куракина в живописном месте на берегу реки Хопер, закреплен на правах оперативного пользования за МОУ ДОД центром детского творчества г. Сердобска.

Ежегодно в лагере «Солнечная поляна», отдыхают 310 мальчишек и девчонок.

Отдыхая в лагере, дети не перестают искать себе занятие по интересам, и в решении этой проблемы большое место отводится занятиям туризмом.

Знание жизни родного края, его истории, природы лучше всего приобретаются в походах по родному краю, в экскурсиях по памятным местам и возрождении традиций, народных промыслов.И каждому из сегодняшних мальчишек и девчонок необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, заботао нем. Каждый ребенок мечтает о походах, поездках на природу. Лучший пропагандист природы – сама природа. Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, ибо онсам часть природы.В детях этовлечение выражено наиболееярко: ветер исолнце, лес ивода доставляют им большую радость.Природа шлифует характер, делает его мягче, поэтичнее, рождает чувство любви к Родине.

Пензенскаяобласть находится награнице лесостепной истепной географических зон.Кроме того здесьводоразделы трех крупныхрек, текущих вразных направлениях. ЭтоМокша, Сура иХопер.

Пензенскийкрай издавна славилсясвоими «культурными гнездами».С Сердобским иБековским районами связанажизнь и деятельностькнязей Куракина (с. Куракино – усадьба «Надеждино»),Долгорукова (с. Долгоруково), Голицина (с. Зубрилово), физикаП.Н. Яблочкова, писателя Слепцоваи многих другихвыдающихся людей.

Походы имеют большую воспитательную ценность, так как в них хорошо сочетаются познание своего края, воспитание нравственных качеств личности, оздоровление и физическое развитие.

Туристско-краеведческая работа является одной из наиболее ответственных, так как связана с обеспечением здоровья детей.

Цель программы: создание условий в летних загородных лагерях для развитие творческих способностей учащихся средствами туризма и краеведения.

Достижению этой цели способствует решение следующихзадач:

Обучающие:

- расширение и углубление знаний учащихся по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической культуре;

- формирование потребности в углубленном изучении природы, истории и культуры родного края;

- знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспитательные:

- социализация личности обучающегося в рамках загородного лагеря

(естественное преодоление всевозможных психологических барьеров, толерантность, общение и активная жизнь, развитие культурного уровня);

– воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны;

- развитиеинтереса к истории, культуре своей Родины, своего края;

- развитие у учащихся навыков экологической культуры;

- развитие ответственности;

- выработка организаторских навыков.

Развивающие:

- развитие потребности к физическому самосовершенствованию, умение преодолевать трудности, способность к самореализации.

Оздоровительные:

- закрепление навыков самоорганизации и самопроведения необходимых оздоровительных упражнений и занятий, положительнойэмоциональной установки, необходимой для формирования понятий о здоровом образе жизни;

- физическое совершенствование детей – развитие силы, выносливости, координации движений;

- укрепление здоровья.

 

Исходя из целей и задач программы, используются следующие методы и формы работы:

- поисково-исследовательский (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий в походе);

- метод самореализации через участие в походах, соревнованиях, экскурсиях;

- игровые методы;

- контроль качества усвоения материала;

- контроль динамики физических показателей.

Основной формой проведения занятий по данному курсу являются учебно-тренировочные занятия, в ходе которых отрабатываютсяумения и навыки.

Участниками походов могут быть все ребята с 11 лет, занимающиеся физкультурой в школе и прошедшие медицинский осмотр в лагере отдыха перед выходом на маршрут.

Как правило, практика в туризме – это походы, в которых развиваются коммуникативные навыки, воспитывается самостоятельность, формируется экологическое мышление, приобретаются навыки быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях социума.

Занятия туризмом способствуют укреплению здоровья ребят, так как они проводятся на свежем воздухе и в активной форме (эстафеты, соревнования, походы). Туризм требует определенной физической подготовки, поэтому при организации занятий включается комплекс мероприятий, рассчитанных на укрепление физического здоровья ребенка: разминка, упражнения, сдача туристских нормативов, спортивные игры.

 

2. Учебно-тематический план.

п/п

Наименование темы

количество часов

всего

теорет.

практ.

1

Вводное занятие. Туристские путешествия, история развития туризма.

2

2

-

2

Правила движения в походе. Техника преодоления естественных препятствий. Техника безопасности.

 

2

-

2

3

Топографическая подготовка и ориентирование на местности.

2

 

1

 

1

4

Тактико-техническая подготовка.

2

1

1

5

Основы гигиены, оказание первой доврачебной помощи.

2

-

2

5.6

Организация туристского быта.

2

-

2

6.7

Родной край, его природные особенности. Туристские возможности родного края.

2

-

2

7.8

Организация похода.

 

8

-

8

9

Итоговое занятие

 

4

 

-

4

 

Итого:

26

4

22

 

Содержание тем программы

 

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, развития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития туризма в России. Роль знаменитых русских путешественников в развитии нашей страны. Организация туризма в России. Виды туризма. Характеристика каждого вида.

Туристские нормативы и значки «Юный турист», «Турист России». Разрядные требования по туризму.

Практика. Спортивная игра «Веселые старты»

Тема 2. Правила движения в походе. Техника преодоления естественных препятствий.

Теория. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Нагрузки (весовые, временные, скоростные и т.п.). Распределение светового времени для движения. Зависимость темпа движения от скорости отдельных участников. Требования безопасности, запрещающие разделяться и растягиваться группе. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим ходового дня. Правила дорожного движения для пешеходов. Меры безопасности при движении группы вдоль автотрасс.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практика.

Отработка движения колонной. Соблюдениережима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности, по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

Контроль. Игра «Лабиринт»

Тема3. Топографическая подготовка и ориентирование на местности.

Теория. Карта географическая и топографическая. Масштаб линейный и численный. Рельеф. Основные условные знаки. Туристский и спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, местным предметам. Снятие азимута. Движение по азимуту. Спортивная карта: условные знаки, цвета, масштаб карты. Измерение и построение направлений на карте

Практика.Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, игра-лото с карточками условных знаков, игра «Собери карту». Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку расстояния. Измерение азимута на предмет и определение предмета по азимуту. Движение по азимуту. Игра-соревнование на точность и быстроту работы с компасом.

Контроль. Соревнования по ориентированию.

Тема 4. Тактико-техническая подготовка.

Теория:Препятствия в пешем походе. Переправы по клади, камням, бревну, с использованием верёвочных перил. Движение по заболоченной местности, кустарнику. Вязка узлов: схватывающий, двойной проводник, проводник, академический, булинь, грудная обвязка, стремя, рифовый, брамшкотовый, ткацкий.

Практические занятия:ориентирование на местности, преодоление естественных и искусственных препятствий, вязка узлов на 2 репшнурах, на одном 6 узлов.

Контроль: игра «Внимание SOS!»

 

Тема 5. Основы гигиены и оказание первой доврачебной помощи.

Теория. Понятие о гигиене. Личная гигиена занимающихся туризмом. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов.

Сущность закаливания. Роль закаливания в занятиях туризмом. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на работоспособность спортсмена.

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.

Первая помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Практика. Оказание первой помощи условно пострадавшему.

Контроль: соревнования «Туристская полоса препятствий»

Тема 6: Организация туристского быта.

Теория. Привалы и ночлеги в походе. Назначение, периодичность и продолжительность привалов. Выбор места для привала и ночлега.

Организация работ по развертыванию бивака. Установка палаток, размещение в них вещей. Правила поведения на биваке, в палатке, у костра. Снятие бивака. Меры безопасности при разведении костра, приготовлении пищи, работы с топором. Правила купания. Природощадящие технологии при организации биваков.

Практика.

Определение мест пригодных для ночлега. Развертывание бивака. Разжигание костра. Игра «Робинзон».

Контроль.Игра «Робинзон».

Тема 7. Родной край, его природные особенности. Туристские возможности родного края.

Теория. Климат, растительность, животный мир родного края. Его рельеф, реки, озера.

Сведения о прошлом края.

Памятники истории и культуры. История своего населенного пункта.

Практика.

Знакомство с картой своего края. Краеведческие викторины.

Контроль.Краеведческая викторина «Юный краевед»

Тема 8. Организация похода

Теория. Подготовка к походу, путешествию. Определение цели и района путешествия. Изучение района путешествия. Разработка маршрута. Составление плана-графика движения. Подготовка общественного снаряжения.

Практика.

Поход по маршруту ДЛО «Солнечная поляна» - С.Куракино (Дворец князя Куракина)

Поход по маршруту ДЛО «Солнечная поляна» - слияние рек Сердобы и Хопра – с.Куракино (посещение памятника Героя Советского Союза Гусева и погибшим воинам в ВО войне, посещение плотины на реке Сердобе)

Комплексная проверка знаний, умений, навыков. Выполнение творческих заданий во время похода: краеведческие наблюдения, ведение дневника похода.

Тема 9. Итоговое занятие.

Практика. Общелагерное мероприятие «День туриста»

 

3. Ожидаемыйрезультат и минимальные знания, умения, навыки, которыми дети должны овладеть к концу смены.

 

Реализация данного курса в условиях работы в загородном лагере позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современноймолодежи.

В процессе освоения курса у ребят должна сложиться устойчивая мотивация к общественно-полезной деятельности, стремление приносить пользу окружающим людям. В походе воспитывается целеустремленность, доброта, ответственность, забота, взаимопонимание и взаимовыручка.

По окончании курса учащиеся должны знать:

- основы туристской техники;

- порядок организации походов;

- основы топографии и ориентирования;

- иметь общие сведения по истории Сердобского района;

- знать ядовитые растения средней полосы.

По завершении курса учащиеся должны уметь:

- передвигатьсяпо дорогам и тропам в составе группы;

- организовать походный быт;

- преодолевать несложные естественные препятствия;

- ориентироваться по карте и компасу;

- оказывать элементарную медицинскую помощь.

4. Методические рекомендации.

Программа курса может корректироваться. Программа рассчитана на детей отдыхающих в загородных лагерях, воспитанников среднего школьного возраста, не имеющих специальных туристских навыков, проявляющих интерес к спортивному ориентированию, туризму, имеющих медицинский допуск на участие в походах и соревнованиях.

Формы проведения занятий: беседа, игра, викторина, соревнование, самостоятельная работа, учебно-тренировочное занятие, творческое и коллективно-творческое дело, поход.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный. Основной метод – игровой, он же является формой контроля. Порядок изучения тем и отдельных вопросов может изменяться по желанию педагога. Практические занятия проводятся на полигоне.

Воспитательные возможности занятий туризмом в лагере - огромны. Так тема «История развития туризма» позволяет не только представить историю путешествий в лицах, познакомиться с традициями туризма, но и показать современный уровень спортивного туризма, его героев, в том числе в нашем городе, их достижения. Занятия ориентированием также имеют большой воспитательный потенциал.

Особенно сложна практически для всех учащихся тема «топография и ориентирование». Следует данную тему максимально изучать на местности по спортивным картам. Спортивное ориентирование – индивидуальный вид спорта, но для обеспечения безопасности соревнования необходимо проводить. Разбивая участников на группы.

Тема «Организация туристского быта» изучается на местности.

Несмотря на то, что курс не имеет явно выраженной краеведческой направленности, чрезвычайно важно воспитать в юных туристах бережное отношение к природе. Передать им основы экологических знаний, привить понимание того, что на самом деле земля не так велика, чтобы относиться к ней потребительски. Одновременно, для расширения общего кругозора туристов и приобщения к культуре и традициям страны следует максимально использовать возможности совершения экскурсий в районепутешествия.

В данном курсе минимизировано использование урочных форм, имеет место преобладание совместной деятельности педагога и учащихся, самостоятельной работы учащихся под наблюдением педагога, различные формы взаимного контроля. Процесс обучения «скрыт» от учащихся, представляет собой самообучение под руководством педагога.

Наиболее эффективны при обучении туризму технологии коллективного обучения и технологии игры. Возникающие при этом шум, движение не мешают процессу, поскольку занятия проходят в основном на местности. Наоборот, подобная организация обучения служит «динамической разминкой» после обучения.

Важно максимально использовать уже имеющуюся мотивацию детей, пришедших на обучение, постоянно поддерживать ее созданием «ситуацийуспеха», успешного применения имеющегося опыта и приобретенных знаний и умений на практике. Большую роль имеет создание доброжелательной обстановки, обстановки взаимной помощи.

Основным результатом воспитательной работы педагога будет не только усвоение культурных ценностей и приобретение личного социального опыта, способность учащихся к самовоспитанию, но и проведение интересного содержательного досуга в условиях отдыха в загородном лагере.

5. Условия реализации курса.

Условиями реализации являются:

- наличие необходимого для занятий туризмом и ориентированием снаряжения и инвентаря (костровое снаряжение, рюкзаки, палатки, компасы, коврики, спальные мешки, игровое оборудование)

- наличие карт спортивного ориентирования в лагере;

- реализация принципа комплексности, использование при изучении темы сведений различных областей знаний и межпредметных связей;

- наличие литературы;

- наличие учебных пособий;

- наличие дидактического материала;

- сценарии проведения различных конкурсов, викторин, соревнований.

 

 

6. Литература для педагога

1. Энциклопедия туриста. – М., 1993.

2. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.,Просвещение, 1981.

3. Куликов В. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М., 1997.

4. Туристская игротека /под ред. Ю.С. Константинова – М., 2000.

5. Алешин В.М. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.

6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат, 1987.

7. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. – М., 1972.

8. Топографическая карта Сердобского района (М 1:20000). – М., 2000.

9. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.

10. Рыжавский Г.Я. Биваки. – М.ЦДЮТ, 1995.

11. Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Вып. 4, -М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.

 

7. Литература для детей

1. Энциклопедия туриста. – М., 1993.

2. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.,Просвещение, 1981.

3. Куликов В. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М., 1997.

4. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат, 1987.

5. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. – М., 1972.

 

 

 

Нужно зайти и бесплатные программы скачать для пк, а так же фильмы смотреть онлайн на кинопортале или скачать платные шаблоны для DLE на лучшем портале