НТМ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского творчества г. Сердобска
Детский лагерь отдыха «Солнечная поляна»
|
Утверждаю начальник лагеря «Солнечная поляна»
____________________ Ю.Г. Гейко |
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа
для реализации в детском оздоровительном
лагере «Солнечная поляна»
«Начальное техническое моделирование»
Автор-составитель:
Галкина Ирина Михайловна
педагог
дополнительного образования
МБУДО ЦДТ г.Сердобска
г. Сердобск
2019 г.
Пояснительная записка
Прививать детям тягу к творчеству следует с раннего возраста.
Творческое мышление и пространственноевоображение у детей наиболее активно развиваются на занятиях начального технического моделирования. Одним из самых любимых разделов данного объединения является оригами.
Оригами – это целый мир, мир творчества, фантазии и эксперимента. Это философия и математика, начертательная геометрия и искусство, гармонично сочетающееся с любым видом изобразительной деятельности. Работая в данном направлении, можно заниматься как техническим моделированием (изготовлением моделей самолетов, лодочек и другой техники), так и художественным конструированием из бумаги (изготовлением различных игрушек)
Работа с бумагой, пожалуй, наименее хлопотное дело в отличие от других видов технического творчества. Небольшой перечень простых инструментов, доступный материал – все это не составляет больших трудностей в организации занятий в лагере отдыха. Доступность бумаги, простотаее обработки привлекают детей. А огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур , которые под силу лишь немногим мастерам- позволяет поддерживать интерес разных возрастных групп.
Цель: развитие технической образованности, нацеленной на творчество и саморазвитие личности средствами оригами.
Задачи:
- развитие мотивации ребенка к творческому поиску;
- формирование умения по созданию различных творческих работ;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности целеустремленности через активное включение детей в творческую деятельность.
Объединение НТМ организуется в лагере отдыха для детей от 7 до 14 лет.
Занятия в объединении развивают интересмладших детей к технике. Ребята изготавливают действующие модели и игрушки, участвуют в технических играх и состязаниях.
В конце каждого занятия можно проводить игры, соревнования, конкурсы.
На заключительном занятии необходимо рассказать детям о летно-технической школе и о технических объединениях в каких они смогут продолжить обучение.
Тематический план
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
3 |
2 |
Простейшие летающие модели |
0,5 |
2,5 |
3 |
3 |
Простейшие плавающие модели |
0,5 |
2,5 |
3 |
4 |
Простейшие двигающиеся игрушки. |
0,5 |
2,5 |
3 |
|
Итого: |
2,5 |
9,5 |
12 |
Содержание тем
1.Вводное занятие. Ознакомление учащихся с содержанием занятий в объединении. Показ простейших летающих, плавающих и других игрушек, которые можно изготовить на занятиях. Демонстрация готовых игрушек в действии. Правила проведения игр-соревнований.
2.Простейшие летающие игрушки. История возникновения оригами. Условные знакии обозначения. Базовые формы в складывании летающих моделей в технике оригами. Складывание модели самолетов «Стрела», «Планер», «Феникс», «Альбатрос», «Ястреб».
Проведение игр-соревнований.
3. Простейшие плавающие игрушки. Базовые формы в складывании плавающих моделей в технике оригами. Складывание модели «лодочка», «пароход с двумя трубами».
Проведение игр-соревнований с изготовленными плавающими моделями.
4. Простейшие двигающиеся игрушки. Базовые формы в складывании различных игрушек в технике оригами. Складывание различных двигающихся игрушек:
бабочка, лягушка, самурай и т.д.
Проведение игр-соревнований.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой обучения является занятие. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой.
Для достижения результатов работы требуется большая вариативность подходов и постоянного творчества.
Ожидаемые результаты
Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги и картона, превратить его в облака, снег, радугу, животных, модели самолетов, ракет, кораблей и машин, и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Занятия детей начальным техническим моделированием дадут им возможность: приобщаться к техническому творчеству
Литература
1.П.Н. Андрианова, М.А. Галазунова «Развитие технического творчества младших школьников», Москва «Просвещение» 1990 г.;
2.Г.И.Долженко «100 оригами», Ярославль Академия К Академия Холдинг 2000 г.;
3.Б.Г.Гагарин «Конструирование из бумаги» Ташкент 1988 г.;
4.Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. -М. Просвещение 1982.;
5.Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. –
Санкт-Петербург: Кристалл, 2001.
6. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982.
7. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983
8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара: Корпорация
«Федоров», 1999
9. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987
10. Перова И.М., Объемная аппликация. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс,
2002.
11. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ- Пресс, 1998
12. Скрипник Н.М., Механик-конструктор. – Чебоксары, 1992.